Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
16:49 

Про стремена.

Если кому доводилось любопытствовать относительно истории снаряжения всадника и коня, наверняка, доводилось сталкиваться с забавненьким утвержденьицем, будто бы стремена изобрели скифы. Забавность этого утверждения такая забавная, ведь на самом деле они этого не делали. В вещественном материале, связываемом со скифами, стремян, естественно, нет.

Это утверждение обосновывалось анализом изображений. Их два, самое известное - на вазе из Чертомлыка. Впервые его интерпретировал как стремя В.В. Арендт (1). Позже это изображение анализировал А.К. Амброз. Интерпретацию В.В. Арендта он охарактеризовал как фантастическую. Объяснил её тем, что Арендт работал с небрежно выполненной копией. На самой вазе ничего такого нет, в оригинале просто свободно свисает золотая ленточка (2). Окончательно все точки над i были расставлены в статье С.И. Вайнштейна и М.В. Крюкова (3). Там же было проанализировано второе изображение, которое не чертомлыкское.

А потом... началось победное шествие "скифских стремян" у Экспертов типа Ленского. По устным сообщениям одного коллеги, "скифские стремена" есть в учебном пособии для вузиков некоего Смирнова (честно скажу, понятия не имею, что такое), а также вполне себе возвещаются на истфаках. Также в другой истории искусств можно зачесть. "Не чертомлыкское" изоображение в этих всех штудиях отчего-то непопулярно, поэтому я тут о нём вскользь.

__________

(1) Arendt W.W. "Sur l'apparation de l'étrier chez les Scythes" // "Eurasia septenrionalis antiqua", IX, Helsinki, 1934.
(2) Амброз А.К. "Стремена и седла раннего средневековья как хронологический показатель" // "Советская археология", 1973, № 4, стр. 81.
(3) Вайнштейн С.И., Крюков М.В. "Седло и стремя" // "Советская этнография", 1984, №6, стр. 119. Ранее эту статью можно было необременительно скачать с одного малоизвестного сайта, как сейчас, не знаю. Кстати, лучшее изложение "предыстории" стремян, очень удачно совмещающее насыщенность специальными сведениями и близкий к популярному характер изложения.

Upd. 17.01.2012 Раньше тут была ссылка на труд В. Свентославского (Świętosławski, W. "Strzemiona średniowieczne z ziem Polski", Łódź 1990), в котором якобы указывалась "скифская" версия происхождения стремян. Помещена она была по ошибке (природу её указать за давностию времени затруднительно, дело, видимо, в приведении фото чертомлыцкой вазы с подписью в духе "древнейшее изображение стремени"), ничего такого у Свентославского нет, а есть прямо противоположное.

URL
Комментарии
2011-04-30 в 00:05 

Егинэ
Наш путь прям и мим! (с)
Сдёрните завесу тайны - кто же изобрёл стремя?

2011-04-30 в 00:23 

Anilaja

М-м-м... просто персонально от Вас я в семантике комментария несколько затрудняюсь.

Довольно внятный ответ на этот вопрос (даже не ответ, а, собственно, изложение фактов, отчего и вопрос отпадает) содержится в статье Вайштейна-Круглова, например. Не вижу смысла пересказывать - ну, с учётом того, что я в периоде несколько не копенгаген. Если у Вас отчего-то есть какие-то затруднения с ознакомлением с этой статьёй - ну, в порядке научной солидарности перешлю, конечно, через время некоторое: всё ж праздники, Ленинка не работает.

URL
2011-04-30 в 00:30 

Егинэ
Наш путь прям и мим! (с)
Я ещё не волшебник, я ещё только учусь. (с.)
Что не скифы – знаю, а вот кто… Нам пока только-только эпоху бронзы закончили читать. Боевые колесницы рулят.
А статью пришлите, пожалуйста, буду очень признательна.

2011-04-30 в 00:41 

Ну, я просто в некотором удивлении. У нас вроде принято считать, что в Питере с литературкой проще, чем в Нерезиновой. Но, коли затруднительно, перешлю, конечно же - но, как выше писал, по окончании праздников, как Ленинка работать начнёт.

URL
2011-04-30 в 00:50 

Егинэ
Наш путь прям и мим! (с)
У нас и правда всё неплохо. Это я сейчас просто несколько ограниченна в передвижениях. Но если вас это обременит, то не нужно, я уже к середине следующей недели буду вполне мобильна.

2011-04-30 в 00:57 

Не обременит, но к середине следущей недели, грубо сказать, библиотеки вообще тупо включатся работать - праздники же.

URL
2011-04-30 в 18:50 

Masudi
Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
По Ванштейну, согласно автору (Вайнштейн С.И.) материалы искомой статьи почти целиком вошли в данную главу.
kronk.narod.ru/library/vainshtein-si-1991-5.htm

2011-04-30 в 18:52 

Masudi

Ой спасибо так спасибо. Интернетики таки рулят.
Но там канвы вот этой нет. "Спор у Медного Всадника"...

URL
2011-04-30 в 18:58 

Masudi
Знатный Критский Упырь-Инквизитор.
пан Колгоспнык
А. Айн момент тогда, должна быть.

   

вести с полей

главная